
В насыпи кургана находок не обнаружено. Все вещи найдены в гробницах. В южном конце гроба 1 оказалось значительное скопление керамики: кирпично-красные гладкостенные горшочки с крышками и мелкие (высотой до 10 см) чаши с крышкой и на высоких подставках с прямоугольными прорезями. Подобрано несколько железных предметов. Далее к северу, на небольшом возвышении, где лежал покойник, были найдены крупный железный меч с кольцевой рукояткой, в середине гроба золотое ушное кольцо, у восточной стороны три железных ножа с прямыми спинками, наконечник копья с насаженным на него кольцом. Недалеко от скопления керамики собраны остатки головного убора, тонкие листочки берёзовой коры и круглые бронзовые пластинки, несколько серебряных и иных металлических украшений. Дно гроба 2, как уже упоминалось, имеет три уступа. Западный уступ был весь заполнен сосудами, в основном разбитыми. Среди керамики преобладали сосуды «обжига Силла». Некоторые из них довольно больших размеров (высотой до 50 см). Одна из чаш на подставке украшена скульптурным изображением змеи, обвивающейся вокруг ручки крышки. Тело змеи покрыто оттисками кружков, имитирующих узор змеиной кожи. В одном из сосудов оказались рыбьи кости. Здесь же подобраны железный топор, подвесная бляшка и керамика кирпичного цвета. На среднем уступе найдено лишь немного керамики. На восточном уступе сохранились следы погребального ложа из гальки и значительное число сосудов, среди которых выделяется большой остродонный сосуд серого цвета с остатками растительной пищи. Ровная поверхность его, нарушаемая лишь роговидными ручками у простого венчика, покрыта оттисками решётки. На этом же уступе найдены железное кольцевое стремя, мелкое крестовидное укра-
Погребение 1 находилось на глубине всего лишь 1 м от вершины насыпи и представляло собой прямоугольник (3,7х1,7 м). Стены достигали в высоту 70 см, дно песчаное. Сверху содержимое гробницы засыпано камнем. Погребение 2 более обширно (6,7х1,5 м) и находится на глубине 1,2 м, однако оно более мелкое (высота стенок до 60 см). Щели между камнями замазаны глиной. Дно неровное и спускается тремя уступами. Гробницы 3 и 4 несколько отличаются от описанных. В гробнице 3 (4,4х2,5 м), сделанной тоже из гальки, некогда находился деревянный гроб. Судя по расположению полусгнивших его остатков, примерная величина гроба 3,5х2,0 м. Дно гробницы выложено камнем на специально утрамбованном основании, засыпанном песком. Всего лишь в 40 см от гробницы 3 располагалась гробница 4, несколько меньших размеров (3,5х2,0 м). Она напоминает гробницу 3, но сделана значительно грубее. Каменная засыпка каждого погребения в целом образовала каменную насыпь над могильником.
У той же деревни в 1934 г. раскопан курган 104. Внешне он представляет собой невысокий расплывшийся земляной бугор высотой 180 см, овальный в плане (10,5x13 м). Под этой насыпью из слежавшейся красной глины обнаружено четыре погребения ямного типа. Они расположены на разной высоте, вплотную друг к другу, «покоем» (погребение 1 образовывало перекладину, погребение 2 северную его сторону, а логребения 3 и 4 южную сторону). Стены и верхняя часть этих гробниц выложены из булыжника, что позволило отнести эти захоронения к разряду каменных насыпей.
Западный участок имеет примерно ту же планировку, что и восточный, хотя размеры гробницы и ямы другие. Оба участка разделены глиняной перемычкой толщиной до полуметра. Как и в предшествующем случае, в восточной части гробницы было выделено место для керамики. Сосуды (в основном «типа Силла») некогда стояли в два ряда и в два яруса. В той части гробницы, где находился покойник, обнаружены золотые серьги того же типа, что и в гробнице восточного участка, но с очень толстым полым кольцом, несколько серебряных пластинок от пояса и золотых пластинок от головного убора. Здесь же в гробу найдено оружие, два железных наконечника копья, две железные стамески, три топора (плечиковые и типа кельта). Целых сосудов сравнительно немного: 27 сосудов «типа Силла» (более половины из них кубки на подставках) и три кирпично-красных. В яме для вещей, которая по площади даже несколько превосходила гробницу, керамика стояла двумя ярусами. На самом верху находилось около десятка гладких сосудов кирпичного цвета и 78 «типа Силла» (55 высоких кубков. 6 ваз с подставкой, широким и высоким горлом, 17 горшков с низкой шейкой). Топор, сверло, бляшки от упряжи таковы немногочисленные металлические предметы из этой ямы: (Аримицу, 1935, стр. 1-54).
Примечательно малое количество сосудов кирпично-красного цвета. Нож и топор являются единственными железными предметами, найденными в яме.
Восточный участок состоит из гробницы и ямы для погребального инвентаря. В гробнице костных остатков не сохранилось, но расположение вещей позволяет установить, что труп лежал навзничь, в вытянутом положении, головой на восток. У головы найдена пара золотых ушных подвесок (сердцевидных пластинок на тонких кольцах); около шеи ожерелье из 85 мелких круглых бус тёмно-фиолетового стекла с магатамой в центре. В области пояса лежала цепочка из 15 серебряных пластинок квадратной формы, украшенных прорезными фигурами. Здесь же находилась простая пряжка от пояса. На руках у покойника были ожерелья: на правой два ожерелья, одно из 17, другое из 9 стеклянных бус. С правого бока лежали два железных наконечника копий, лезвия которых имели по четыре отростка-шипа. Значительно больше вещей найдено в восточной части, занимающей треть гробницы. Здесь обнаружен большой железный меч с кольцевой рукояткой, два железных топора, различные части конской упряжи (железные фрагменты сёдел, два кольцевых стремени, бронзовые конусообразные бляшки), много глиняной посуды, которая некогда стояла правильными рядами. Крепкая чёрная керамика «типа Силла» представлена 81 сосудом, чаще всего круглодонными чашами на подставке. Не столь многочисленна грубая кирпично-красная гладкая керамика, среди которой попадаются разновидности серого цвета с лощёной поверхностью. В яме для хранения погребального инвентаря сохранились остатки каких-то деревянных изделий. Здесь же найдено 116 целых сосудов разной формы и качества. Подавляющее большинство их (104) относится к «типу Силла». Формы сосудов примерно те же, что и в гробнице, только более разнообразен орнамент на чашах и на подставках (параллельные резные линии, зигзаги, точки и пр.).
К югу от г. Кёнчжу, в провинции Кёнсан-пукто, недалеко от деревни Хваннам, находится большая группа курганов. Этот участок принадлежит к числу богатейших и интереснейших погребальных полей в Восточной Азии. Остатки круглой насыпи кургана 82 близко подходят к северным пределам городища. Насыпь кургана состояла из нескольких слоёв: сверху слежавшаяся глина и крупная галька, ниже песок с мелким галечником, под ними слой жёлто-бурой глины. Толщина каждого слоя около 50 см. Под этими слоями оказалась каменная засыпка, которая очерчивала два участка погребений: восточный и западный. Каменная насыпь восточного погребения имеет вид прямоугольника (7,0х1,7 м), вытянутого с севера на юг. Толщина насыпи около 2,5 м. Примерно на глубине 1 м обнаружено два углубления в завале камней, разделённых перемычкой. Одно из них занимало две трети площади, другое одну треть. Западная насыпь имеет почти квадратные очертания (5,0х4,5 м). В ней тоже есть два углубления, но только более вытянутые (3,1х1,0 и 3,0х1,7 м). Между двумя участками находилась глиняная стенка. Восточный участок расположен на 80 см выше, чем западный. В самой насыпи, т.е. в её земляной и каменной частях, найдено лишь несколько черепков сосудов, стеклянные бусы, железный наконечник копья и фрагменты железных предметов. Они обнаружены в непосредственной близости к погребениям и, видимо, составляют часть их инвентаря. При сооружении погребений на обоих участках соблюдались следующие общие правила: при постройке пола утрамбованная почва покрывалась несколькими слоями мелкого галечника, боковые стены вырывались в земле лесенкой и выкладывались камнем, каменная насыпь стены сооружалась после того, как гроб был водружён на место.
сосуда хоу». В ушах были серьги, на руках серебряные браслеты и 10 колец, на шее ожерелье из двух ниток стеклянных бус (245 мелких круглых и одна магатама). Волосы украшал деревянный гребень и шпильки. У головы лежало пряслице. На ногах надеты позолоченные бронзовые туфли. Здесь же был найден небольшой круглый серебряный бубенчик. В состав погребального инвентаря входила и посуда; пара железных треножников, пара бронзовых сосудов, керамика различных форм; остатки лакированной посуды; части лошадиной упряжи (позолоченные бронзовые части седла, железные стремена, удила, бронзовые бляшки); оружие (небольшие железные топоры, ножи, железные наконечники копий и стрел, которых не было в «Кургане сосуда хоу»). Вещи из «Кургана серебряного бубенчика» более обычны, менее разнообразны и богаты. Личные украшения в большинстве своем серебряные. Шпилька, гребень и пряслице указывают, что здесь была похоронена женщина, в то время как в «Кургане сосуда хоу» мужчина. Эти курганы, один из которых довольно точно датируется, обладают характерными чертами погребальных сооружений Силла. Наличие вещей когурёского типа (сосуда с надписью, колокольчиков) говорит о могучем влиянии культуры Когурё далеко на юге Кореи (Arimitsu, 1955).
«Курган серебряного бубенчика» во многом напоминает «Курган сосуда хоу». Размеры, глубина залегания и характер погребальной камеры, количество гробов (два), ориентировка и обряд захоронения покойника мало отличаются от описанных выше. Более существенные различия обнаруживает погребальный инвентарь. Голова покойника также увенчана позолоченной бронзовой короной с золотыми подвесками, но под головой уже не замечено следов берёзовой коры, как в «Кургане
В окрестностях деревни Носо, у г. Кёнчжу, в 1946 г. были раскопаны два погребения из могильника, открытого ранее. Одно из погребений названо «Курганом сосуда хоу» (по бронзовому сосуду с надписью), другое «Курганом серебряного бубенчика» (Ыннёнчхон). Камера первого погребения находилась на глубине 1,5 м и была сложена из больших каменных глыб. В ней обнаружены два гроба внешний и внутренний, оба прямоугольных очертаний. Покойник лежал во внутреннем гробу и был ориентирован головой на восток. В головах у него было оставлено место для погребального инвентаря. Приблизительную форму гробов удалось установить по размещению железных деталей (гвоздей, скоб и пр.). В «Кургане сосуда хоу» оба гроба имели размеры 4,2х1,4х1,2 и 2.4х1.3х1,15 м. Остатки окрашенной земли свидетельствуют о том, что некогда оба гроба изнутри были выкрашены красной краской, а покойник одет в богатую одежду, на нём были различные украшения: на каждой руке по пять тонких золотых колец и паре браслетов; на шее ожерелье из 174 мелких стеклянных круглых бус и одной магатамы; в ушах золотые серьги в форме сердцевидных подвесок на толстом кольце; на голове бронзовая позолоченная корона с золотыми подвесками; роскошный пояс с серебряными и золотыми украшениями обвивал талию, на ногах были позолоченные бронзовые туфли. В восточной части погребальной камеры находилась различная утварь: керамика «обжига Силла», два железных котла, части лакированного сосуда и два бронзовых сосуда. Один из них имел необычную форму «сосуда-утки», другой яйцевидную форму, на дне его сохранилась надпись: «Сосуд для умывания (хоу) великого царя Квангэтхо из дворца Куккансана» и дата: 415 г. н.э. Сосуд, видимо, изготовлен в Когурё, во вторую годовщину смерти царя. Большую ценность представляет деревянная лакированная погребальная маска с голубыми глазами, оправленными в золото, лежащая в ногах покойника. Интересны бронзовые бубенцы когурёского типа и три позолоченные бронзовые лошадиные маски в головах погребённого. В гробу также найдены железные стремена, бронзовые бляшки и подвески, части сёдел, парадный железный меч с кольцевой рукояткой, украшенной внутренней прорезью, нож и несколько железных топоров. Характер инвентаря позволяет заключить, что в камере погребён представитель знати.
У деревни Чхонгун в уезде Кёнчжу можно видеть остатки храма. На равнине заметны полузанесённые землёй и плохо сохранившиеся фундаменты главных ворот, двух пагод, главного храма и храма для проповедей. Храмовый ансамбль обращён фасадом на юг. Ворота и оба храма находятся на одной линии, по бокам которой расположены две пагоды. Круглая концевая черепица украшена изображением лотоса, как и в храмах Пэкче; полукруглая концевая черепица чаще покрыта узорами жимолости, облака, пламени, а также фигурами небожителей, фантастических животных цилиня и феникса (Коман, 1952, стр. 316-318; Ono, 1902).
даёт этой крепости очертания полумесяца. Её современная площадь 12 га. «Самкук саги» относит время постройки крепости к 101 г. н.э., когда она стала резиденцией царя. Вполне возможно, что крепость была возведена раньше. В том же источнике сообщается о различных сооружениях внутри крепости, которые были впоследствии отысканы археологами: дворец Имхэ, пруд, на берегу которого найдены камни от канала и лестницы, вымостка, крупный квадратный кирпич с изображением лотоса. К северо-западу от крепости в середине VII в. н.э. была построена обсерватория, сохранившаяся и поныне. Это род башни с площадкой для наблюдения наверху и с дверью во внутреннее помещение. Площадка ориентирована по сторонам света, её плоскость строго горизонтальна. В районе обсерватории находились дворцы и правительственные учреждения. В 1,5 км к северу от крепости открыта огромная территория, некогда застроенная дворцами, галереями, окружающими усадьбы, и т.д. Интересно, что столица Силла по своей планировке несколько отличается от китайских сооружений этого рода, которым подражали Когурё и Пэкче. У китайцев специальный город охраняет и защищает основной город. Здесь нет такого вспомогательного города, но зато есть три горных замка, стерегущих столицу (Хан Сан Чжин, 1957; Ким Ён Тхэ, 1954; Chapin, 1948; Сайто, 1943, стр. 123-127; Хамада и Умэхара, 1922; Сэкино, 1910).
Одним из важнейших памятников городского и крепостного строительства Силла являются остатки столицы этого государства г. Кымсон и «Крепости полумесяца» (Панвольсон) в окрестностях г. Кёнчжу (провинция Кёнсан-пукто). Столица находилась в довольно обширной горной долине, орошённой рекой. Долина удобна для земледелия и, по-видимому, была заселена ещё с неолита; в эпоху образования государства Силла здесь уже были сооружения городского типа. Среди них центральное место занимает «Крепость полумесяца». Она расположена на возвышенности, достигающей в высоту 13 м. Возвышенность омывается рекой, русло которой изогнуто, а берега перегорожены валом, что и при-
Памятники культуры государства Силла сохранились несравненно лучше, чем древности Когурё и Пэкче. Может быть, именно поэтому культура Силла иногда выглядит как нечто замкнутое и обособленное, как своеобразный культурный оазис на полуострове. В действительности же она была лишь одной из трёх крупных культур полуострова ( ).
Памятники и находки.
[ 67 ] 68 83 99 107 124
Глава III. Ранний железный век.
// М.: Издательство восточной литературы, 1961. 194 с.
Древняя Корея (историко-археологический очерк)
/ / /
Комментариев нет:
Отправить комментарий